В холодные дни 1945 года юноша, любящий футбол, который два дня подряд ходил смотреть матч, покинул стадион «Карагюмрюк» и собирался отправиться на стадион «Фенербахче», чтобы посмотреть матч следующего дня, но он не знал одного: после завтрашнего матча его температура не опустится ниже 37, и через несколько дней он заболеет мучительной болезнью: Туберкулез!
БУДУЩЕЕ, ОХВАЧЕННОЕ ОГНЕМ
Этот молодой человек родился 16 февраля 1926 года в Эренкёе (Стамбул) и влюбился в футбол и «Фенербахче» совсем недавно, когда еще учился в средней школе. Он учился в 1-й средней школе Кадыкёя, расположенной рядом со стадионом «Фенербахче», и часто ходил на стадион, чтобы посмотреть на футболистов и спортсменов, которые в то время там тренировались. В те дни он был заворожен командной работой, единством и эстетикой движений на поле. Но он и не подозревал, чем закончится тот поединок: спустя годы он обыграет «Фенербахче» на этом поле со своей командой и начнет путь, который радикально изменит ход развития турецкой литературы, а побочным эффектом станет его увлечение футболом. Ему было 19 лет, и он дрожал от туберкулезной лихорадки, когда жизнь взяла в руки перо, чтобы написать сценарий его будущего…
«МОЙ СЫН МЕМЕТ!»
Он собирался окончить среднюю школу Хайдарпаша, когда заразился болезнью, которая ограничивала его всю жизнь и резала дыхание, как нож, а его целью было изучение архитектуры в Высшей инженерной школе. Его среднего балла было достаточно для осуществления этой мечты, но решение врача было таким же острым, как и его болезнь: «Факультет, где посещение необязательно из-за слабости легких и необходимости лечения!» В тот день идеальный треугольник был приведен в движение от имени миллионов: Назыма Хикмета, который с тоской называл его «Мой сын Мемет!», его матери Пирайе, которая, как говорил Назым, оказала большое влияние на его творчество и обладала превосходными художественными навыками, и горького конца того матча с «Фенербахче», когда он отказался от своего желания стать архитектором и начал изучать английский язык и литературу… Рассказы Эдгара Аллана По, Джона Стейнбека, Эрскина Колдуэлла и Джека Лондона, переводы поэзии Уолта Уитмена, одно из самых щепетильных издательств в истории страны — издательство «Де», «Язко Эдебият», «Адам Санат» и «Ени Дерги» станут его следующей остановкой после стадионов «Карагюмрюк» и «Фенербахче». Мемет Фуат ступил на траву турецкой литературы под острым номером 10…
4-Й ГОЛ С ПЕНАЛЬТИ
Его мечтой было стать архитектором, пишущим статьи, но он стал человеком литературы, который не мог оторваться от спорта. Пока он вводил новые имена и произведения в турецкую литературу, его мысли были заняты детьми, которых ругали за крики и вопли во время игры в мяч на улице. Тогда он нашел поэтическое решение: собрать этих детей и дать им спортивную подготовку, научить их сплоченности и спортивному мастерству. Но этот шаг стал настолько масштабным, что сначала успокоились сердитые соседи, родители пришли посмотреть на матчи своих детей, затем идея создания клуба охватила весь район Алтунизаде, и был основан Молодежно-спортивный клуб Алтынюрта. Конечно, спортивное приключение, в числе основателей которого были Мемет Фуат, Метин Ясавул и Туна Балтачиоглу, не могло закончиться подобным образом. И оно не закончилось: юноши, которые в свое время обыграли молодежные команды «Галатасарая» и «Фенербахче» и которых Мемет Фуат обучал по иностранным футбольным книгам, теперь изучали литературу, ставили театральные пьесы и становились участниками многих мероприятий, таких как шахматы, музыка, фехтование, живопись, фотография и волейбол в рамках клуба. Однажды вечером женский крик из окна: «Кричу и кричу, голова распухла, уходите и играйте в другом месте!» — превратился в образовательную шахту, подобную Народным домам имени Мемета Фуата. Таким образом, дети, которых прогоняли с улицы, стали командой. Мемет Фуат, который впоследствии перешел от футбола к волейболу и даже работал тренером национальной сборной, умер от легочной недостаточности 19 декабря 2002 года. Великий литератор, «больной» болельщик «Фенербахче» и человек-просветитель, воспитавший сотни спортсменов в искусстве, забил ироничный гол, вошедший в историю… Улькю Тамер в своих воспоминаниях «Yaşamak Hatırlamaktır» («Жить — значит помнить») рисует картину тех дней, которая малоизвестна;
«Теперь мы проводили регулярные матчи. Кемаль (Озер), Аднан (Озялчинер) и я были постоянными игроками. Аднан играл в воротах. Кемаль был основой обороны. Мемет Фуат, накинув куртку на спину, вел команду в полузащите, распределяя мячи, попадавшие ему в ноги, миллиметровыми пасами. Я бегал по полю как «пантера, забивающая голы». Нас всегда было 8-10 человек. Время от времени к нам присоединялись Демир Озлю, Ферит Онгёрен, Феридун Метин Аксын, Джемаль Сюрейя, Эдип Кансевер. Однажды даже пришел Асим Безирчи».
В один из дней рифмованного матча Джемаль Сюрейя обратился к Мемету Фуату с предложением: «Фуат, встань в ворота, я назначу три пенальти. Если все три будут голевыми, ты бесплатно напечатаешь книгу стихов своего друга». Мемет Фуат принимает этот приятный вызов, встает в ворота, и пенальти начинаются. Джемаль Сюрейя, самый тонкий поэт турецкой поэзии, всеми тремя ударами отправляет мяч в сетку, как в своих стихах. Но вратарь Фуат забывает о своем обещании. Через год у друга Джемаля Сюрейи вышла книга в другом издательстве. Незапланированный 4-й гол с пенальти сопровождается 5 словами на обложке этой книги: Ahmed Arif — Hasretinden Prangalar Eskittim…